среда, 22 мая 2019 г.

Разведывательные сводки Белорусского штаба партизанского движения (январь—июль 1944 года)


За годы Великой Отечественной войны партизаны Беларуси выявили и разгромили около 2 тысяч гарнизонов и военных штабов противника различного уровня, подорвали более 11 тысяч эшелонов и свыше 300 тысяч рельс, уничтожили до 19 тысяч автомашин. В процессе борьбы было раскрыто более 60 немецких разведывательно-диверсионных школ и курсов, взято на учет и разоблачено 29 252 человека, в том числе 8 584 немецких шпионов, диверсантов и террористов.




Такой внушительный урон врагу партизаны нанесли во многом благодаря хорошо организованной, опытной и массовой разведке. По данным Белорусского штаба партизанского движения (БШПД) в разведаппарате партизан насчитывалось около 1 200 человек. В кадровом отношении это выглядело следующим образом: в 10 областных разведорганах и в 213 бригадах работал 271 человек, а в 1255 отрядах — 927 человек. Для связи с советскими подпольщиками и передачи необходимых сведений о противнике между отрядами и бригадами использовалось более 19 тысяч связных. В войсковой разведке партизан, которая предназначалась для получения данных о враге путем захвата пленных, различных документов, образцов военной техники, а также для наблюдения и опроса местных жителей, к июлю 1944 г. действовало около 15 тысяч человек. Наряду с этим в агентурной (оперативной) разведке к началу освобождения территории Беларуси было сосредоточено более 24 тысяч человек. В ее задачи входило обеспечение связи с подпольщиками, внедрявшимися в различные органы и учреждения, воинские формирования, на предприятия и транспорт, а также своевременный сбор разведданных путем личного наблюдения.


На сегодняшний день уровень изученности различных источников по истории Великой Отечественной войны, и партизанскому движению в частности, остается неравномерным. Некоторые виды документов попали в исследовательскую сферу историков и были довольно подробно рассмотрены в публикациях, монографиях, диссертационных исследованиях. К сожалению, приходится констатировать, что документы по разведывательной деятельности партизан, как для профессиональных исследователей, так и для историков-любителей, все еще остаются малоизвестными и неизученными.